--> Студия DV-PRO. Главная страница

Гора Балабан

Уже давно я обошел все более-менее интересные горы и скалы в окрестностях Екатеринбурга, осталось буквально несколько подобных объектов поскромнее. Гора Балабан ничем выдающимся не отличается, ни по высоте, ни по затейливости скальных форм, зато она легко доступна, расположена недалеко, и мало посещаема людьми. Как раз подходит для короткого двухдневного велопохода. Так что в рассказе об этой поездке Вы не найдете чего-то особенного, но мне кажется, что само пребывание в осеннем уральском лесу уже очень приятно, и, если Вам интересно посещение таких спокойных и тихих мест, то эта информация будет Вам полезна.

Теперь немного о самой горе Балабан. Она является частью Ревдинского хребта и находится к югу от города Дегтярск, по прямой в 10 километрах. Сама гора невысокая, крутых подъемов нет, но на вершине имеется несколько скальных выходов довольно внушительных размеров. Несмотря на то, что Балабан переводится как "сокол", обойдя все скалы, я ничего похожего на птицу не обнаружил, разве что с большой натяжкой. Ниже есть фотография этого места, можете сами оценить.

На горе и вокруг растет смешанный лес, но все же большая часть деревьев лиственные. На юг и юго-восток скалы отвесны, оттуда есть неплохой обзор, с противоположной стороны пологие и из-за леса ничего не видно. Примерно в километре от скал, в сторону деревни Кунгурка, берет свое начало одноименная речка. Полтора километра на юг - начинается речка Каменушка. Высота горы около 540 метров, максимальная высота скал около 20 метров, а протяженность скального участка где-то метров 200. Так как люди на Балабане бывают редко, это место осталось чистым, не загаженным различным мусором и надписями, что очень меня порадовало.

Осенняя поездка на гору Балабан

часть 1

11 октября отправился я на велосипеде на гору Балабан, что лежит недалеко от Дегтярска. Этот поход образовался как бы сверх плана, я уж и не думал, что в этом сезоне куда-нибудь поеду. В Екатеринбурге 2 октября снег шел, так уж какие велопоходы. Народ в шапках-куртках, по ночам заморозки... Но прошла неделька, и по прогнозу выдались несколько сухих и довольно теплых дней, градусов 10, а ночью около ноля. Для меня это нормально, вот я и решил послушать шуршание листвы под ногами, подышать свежим осенним воздухом. В это время в лесу тишина, покой, хорошо!

Выбрал маршрут на два дня на гору Балабан, он несложный, даже для одного человека. Хотя конечно, вдвоем с кем-нибудь веселее. На горе можно на скалы забраться, на леса окрестные полюбоваться, да и не был я еще там, место для меня новое. Жаль только, что осенью темнеет рано, а в одиночку делать вечером особо нечего, только у костра посидеть, да спать.

Для еды взял с собой продукты, которые не обязательно греть на костре - пирожки, фаршированный перец, чай в термосе. Встал утром в половине шестого, потихоньку собрал рюкзак, все было приготовлено еще с вечера, заранее. Оделся по погоде, с собой взял перчатки, шапочку, сланцы, чтоб у палатки ходить, да и поехал. По пути сразу замерзли руки, и пришлось надеть перчатки и шапку.

Доехал до ж.д. вокзала, почти без пробок. Миновал все препятствия, которые понастроила железная дорога для борьбы с пассажирами. А вот на платформу пандусы не сделали, пусть люди корячатся. Ну я потихоньку закатил груженый велосипед по ступенькам. Поезд уже стоял. Там мне помог поднять велосипед в вагон один из пассажиров, неохота было велорюкзак на плечи закидывать.

Доехал до остановочной платформы Сысерть, и не снимая велорюкзака, с некоторым трудом вытащил велосипед из вагона - чуть присел, раму на плечо положил, и спустил. Тут смотрю - из последнего вагона вышел мужчина, тоже с велосипедом, и идет в мою сторону. Больше здесь никто из электрички не вышел. Гляжу, а это мой знакомый, Сергей. Поздоровались мы, он сказал, что на один день поехал в сторону Шабров покататься, поспрашивал меня про Балабан...

В 11 часов я двинулся от станции по улице Станционная, и потом по Полевскому тракту. В полях торчали десятки коттеджей, настроенных здесь непонятно для кого. И везде висели рекламные плакаты - продается дом, продается участок... Кто здесь смотрит эту рекламу? А названия-то какие - "Удачный", "Добрый город", "Евразия", "Белые росы". На самом деле - пустырь, да и только, те, кто там дома купили, теперь жалеют, по дешевке не могут избавиться от такого жилья. Раньше, когда здесь выращивали корма и овощи, мне эти места нравились гораздо больше, да и пользы больше было.

Березы вдоль дороги стояли пожелтевшие, уже даже и облетать начали. Светило солнышко. Настроение улучшилось, стало даже немного жарко. В Горном Щите заехал в магазинчик, чтобы купить шоколадку. Нашел плитку "Бабаевского". Продавец никуда не спешила, как во всех сельских магазинах... Видел, как расширяют Полевской тракт, сделали дорогу в два полотна по две полосы, может, теперь хоть ездить будет удобнее. Поехал дальше.

Примерно через час я был у стелы "Европа-Азия". Походил там, чтоб ноги размять, пофотографировал. Когда-то этот один из самых ранних (1986 года постройки) обелисков "Европа-Азия" был очень популярен у молодоженов. Много лет назад я частенько приезжал сюда со свадьбами, и тут всегда стекла битого было много. А сейчас чисто, видно, здесь редко кто бывает, но и следить за памятником перестали, все потрескалось. Выпил я воды, наговорил на диктофон, что было, и отправился дальше. Миновал Курганово, там остановился, чтобы сделать снимок местного храма.

Переехал мост через Макаровское водохранилище, вспомнил, как много лет назад частенько ездил здесь на велосипеде в Дегтярск. Проехал мимо базы отдыха "Трубник", и свернул на Дегтярск. И сразу машин стало в разы меньше, но и качество асфальта ухудшилось значительно. Виден был частый "ямочный ремонт", все покрытие в трещинах и выбоинах. Начались горки, один разок пришлось преодолевать подъем пешком. Я на ходу рассматривал окрестные леса.

Проехал деревню Кунгурка, и около двух часов дня добрался до поворота на Крылатовский. Поставил у дорожного знака велосипед, расстегнул рюкзак - решил пообедать здесь и немного передохнуть. Затем уже по второстепенной дороге, очень тихой, поехал в сторону Крылатовского. Начался длинный и прилично наклонный спуск, так что велосипед развил большую скорость. Но я-то понимал, что чем дольше качусь вниз, тем дольше мне потом подниматься наверх. Внизу меня ждал небольшой ручеек - речка Кунгурка. Отсюда уже был подъем, но не сложный. Солнце уже стояло низко, надо было спешить.

Проехал мимо ЛЭП, впереди уже маячила деревня. Хотя на указателе было написано, что до нее 6 км, мне показалось, что раза в два ближе. Я въехал в Крылатовский, и поехал по улице Октябрьская, мимо школы, мимо магазина "Юлия". Помню, лет 10 назад мы здесь катались, и в магазин этот заходили. Поселок почти не изменился, людей совсем мало, тишина. Только ближе к лесу стоит пара новых богатых домов. Набрал я в колонке воды, чтоб на горе не искать.

По главной дороге выехал из Крылатовского мимо зданий бывшей шахты. Переехал остатки железной дороги - рельсы остались только на асфальте, в остальных местах их давно сняли. Миновал поворот направо на Балабан. Внешний вид дороги пугал - щебенка, ямы, лужи.

Сначала я решил доехать до группы промышленных зданий, частично превращенных в развалины, там же электроподстанция, кирпичная автобусная остановка, какая-то высокая труба. Немного побродил возле шахты, сделал фотографии. Административные здания, из белого кирпича, были еще ничего, только окна без стекол, а вот промышленные, из красного кирпича, уже прилично разрушены. Было впечатление, что их разрушают планомерно, что хозяин здесь какой-то есть - ржавые ворота забора были заперты, возле горы битого кирпича работал экскаватор, наверное, это все куда-то вывозят.

Я проехал метров на сто в сторону торчащей трубы, она раньше была не одна - от второй сломанное основание осталось. У нее внизу было отверстие, типа жерла, не знаю для чего. Вернулся к повороту на Балабан. К счастью, лужи шли всего пару сотен метров, а дальше все пошло гораздо лучше. Дорога была прямая, как стрела. Я еще решил заехать на небольшой карьер рядом, посмотреть. Но ничего особенного там не оказалось - узкий длинный карьер, заваленный по краям опавшей листвой, в нем вода, тоже с листьями. Берега не крутые, въезд с одной стороны, вокруг сосны.

Вернулся я на дорогу, солнце уже стояло слишком низко, чтобы делать фотографии, контраст получался большой. Да, осенью намного меньше световой день, всего-то половина четвертого еще. Высокие деревья скрывали эту дорогу от солнечного тепла, и все лужи на ней были покрыты льдом, местами сломанным машинами. Дальше дорога повернула чуть налево, и миновав болото Мостовское, пошла в горку. Стало плохо видно из-за встречного солнца. Был там отворот направо, где на дереве висела табличка "СНТ "Электротранспортник".

Я решил заглянуть туда, рискнул оставить велосипед у дороги, все равно в такое время года в лес мало кто ходит. Прошел примерно полкилометра по лесной дороге с ответвлениями к участкам. Участки выглядели заброшенными - вырубленная полянка, заросшая высокой травой, и на ней какие-то старые сараюшки. Внутри древняя мебель, пыль, грязь и полное запустение. Лишь на одном дальнем участке обнаружилась теплица, сарайчик поприличнее, и даже кочаны капусты. Еще были посажены два деревца туи. Видно, сюда еще владельцы ездят.

Надо было скорее двигать до Балабана, а то уже пятый час, и солнца за лесом не видно. Фотографировать там уже не получится, так хоть палатку засветло поставить. Почему-то весь день сегодня мне хотелось пить, все во рту сухо. Вроде и не так уж жарко... И еще по какой-то причине после Кунгурки появилось ощущение, что я стал двигаться гораздо быстрее, не что, что по трассе. То ли темп набрал, то ли просто местность разнообразная давала такой эффект. Вернулся я к велосипеду, и поехал дальше.

Мне надо было попасть на ЛЭП, там направо, и ехать вдоль нее по просеке. Дорога туда что-то была грязновата, и я решил пока двигаться по основной дороге, она сворачивала влево. В низинке дорогу пересекал ручеек, начало речки Кунгурки, и на нем небольшая запруда, почти разрушенная. Видимо, когда-то давно бобры постарались. Поднялся я к просеке, но там дорога уходит налево, а мне-то направо надо... Пришлось вернуться обратно и свернуть на ту грязную дорогу.

Но на ЛЭП все наладилось, ехать стало нормально, но недолго - начался крутой подъем, надо было идти пешком. На самом верху горки я увидел пересечение тропы из леса и дороги. Эта тропка и вела на гору Балабан. Снова я поднимался, потом спускался, обходил грязные и затопленные участки... Балабан был уже где-то рядом, но тут я заметил, что у меня совершенно спустило переднее колесо. Я скорее достал насос и подкачал. Разбираться в причинах буду позже.

Шел я по довольно чахлому лиственному лесу их осинок-березок, и неожиданно справа от тропы увидел большую скалу, выше деревьев. Что такое? Неужели это уже Балабан? Остановился я, достал навигатор. По нему до Балабана было больше километра, а этих скал вообще не было. Решил пойти дальше. Земляная дорога завернула слегка налево, я уже стал волноваться, а вдруг сейчас уйду куда-то в сторону, скал там не окажется, придется возвращаться, время потеряю... Но тут смотрю - начинается повышение рельефа, и пошли скалы. Дорога шла слева от них по низу.

Я решил сразу идти по гребню, чтобы палатку поставить наверху, все равно большую часть времени я там буду проводить. Ломиться с велосипедом по траве было непросто - там и спутанные кустики, и бурелом, сучки всякие... Но забрался все же. Оставил пока велосипед у березы, а сам пошел смотреть, есть ли где место под палатку. С запада скала была более пологая, а с юго-восточной стороны крутой обрыв к дороге.

Массив оказался довольно длинный, с полкилометра. Вершины чередовались с впадинками, но особо интересных каменных образований я не заметил. Наверху трава и деревья, камни только у самого края. Есть несколько вершин, я прошел вдоль них, увидел дальше деревянную вышку, очень старую. У дальней вершины даже сделал пару фотографий. Особо эффектных видов на первый взгляд не было.

Нашел я местечко под палатку, хотя явно подходящих стоянок не было, просто площадка у одной из самых высоких вершинок, где поровнее, и вернулся за велосипедом и вещами. Было около половины шестого вечера. По целине дотянул велосипед до места будущей стоянки, потом взял фотоаппарат и обошел вершинки, чтоб сделать фотографии. Но половина скал, та, что пологая, покрыта деревьями, и там вдаль ничего не видно. Да и в противоположную сторону особых чудес не открывалось. Вот на пару часов раньше, еще бы солнце красивый свет давало, а сейчас - так себе. Решил снимать завтра утром.

У велосипеда достал еду, поужинал пирожками и помидором, запил горячим чайком с шоколадкой. Было уже 6 часов, и солнце село. Я еще успел пару кадров заката сделать. Спустился вниз, поискать место получше, может с костровищем готовым, но не нашел. Видно, никто там не останавливался. Дров на костер я собирать не стал, все равно лес лиственный, хвойных веток не найти, а в сырую погоду разжигать огонь было не охота. Решил обойтись без костра.

Вернулся, поставил палатку, сложил вещи, переобулся в сланцы, чтобы ноги отдохнули. Кстати, неподалеку еще было заметно место от давнего костра. Забрался на вершинку посидеть в тишине. Но сразу надо мной пролетел самолет, потом второй... Я обеспокоился, не трасса ли у них здесь, а то так тишины я не дождусь. Но, вроде больше не летели.

Сверху с восточной стороны виднелись огоньки Полевского. С вершины рядом наблюдались огни Дегтярска и одинокий огонек Кунгурки. Совсем стемнело, только небо еще было не черным. Различались светлые березки, и немного угадывалась в сумраке тропинка. Из-за ветра было очень прохладно, так что мне захотелось забраться в палатку, там полежать, попить чаю с баранками, да и спать. Завтра я собирался все вокруг обойти, так что надо силы копить. Посмотрел погоду - сейчас было около 5 градусов тепла, а к утру обещали понижение до ноля. Надо забираться поглубже в спальник.

Постелил я коврик, на него спальник, рядом одежку сложил. Обувь оставил у входа, с другого входа поставил велорюкзак. Его сначала побрызгал репеллентом от клещей, чтобы грызунов отпугнуть. Попил горячего чая - так хорошо! Обтерся на ночь влажными салфетками - воды тут нет, умыться никак. Все это при свете фонарика. Периодически пролетали в небе самолеты. Снаружи поднялся ветер, стенки палатки колыхались, и иногда шуршал тент. Хорошо бы он стих к ночи, а то спать будет мешать.

На ночь переоделся, надел сверху флисовую кофту, а на поясницу намотал пояс для тепла, чтоб не застудить. Выключил фонарик, сразу разглядел в небе звезды. Посмотрел на полет самолетов - они здесь уже на посадку заходят. Огоньки у них были двух цветов - белые и красные. Небо все еще было подсвечено давно зашедшим солнцем. Застегнул я спальник, и попытался уснуть. Засыпал долго, ведь еще было рано. Я опасался, что снова какая-нибудь мышь ко мне привяжется, как на Платониде, где она мне палатку прогрызла. Наконец, сон пришел. Спалось хорошо, бестревожно, хотя ветер по-прежнему шуршал тентом, и все слышались какие-то звуки.

Где-то в середине ночи проснулся от того, что как-то слишком светло кругом. Я расстегнул спальник, и высунулся из палатки, посмотреть, что происходит. А там на небе вышла луна, подсветила дымку кругом, свет ее был настолько ярким, что можно по лесу ходить и не запнуться. Картинка была немного волшебная... Лег обратно, но сначала снял кофту, а то что-то жарковато в ней стало. Воздух почему-то не был холодным для этого времени года, да и ветер затих.

Продолжение рассказа Осенняя поездка на гору Балабан


Как добраться до горы Балабан

Из Екатеринбурга добраться до горы можно и пешком, и на велосипеде, и на машине соответствующей проходимости. Первый вариант - тот путь, что проделал я: по Полевскому тракту, после Курганово направо в сторону Дегтярска, напротив Кунгурки налево в сторону Крылатовского, после него по грунтовке до просеки ЛЭП, а дальше по лесной земляной дороге до самого подножия скал.

Второй вариант - от Дегтярска по колдобистой дороге вдоль ЛЭП на юг, затем повернуть налево и далее по лесной тропе. В этом случае желательно иметь навигатор, так как значимых ориентиров и ярко выраженной дороги с той стороны нет. Добавлю, что на велосипеде из Екатеринбурга подготовленный велосипедист в летнее время может посетить Балабан и за один день, выехав пораньше. От станции Керамика до горы 45 километров.

Если Вы планируете пеший поход, можно ехать автобусом или маршруткой с Северного или Южного автовокзала в Екатеринбурге до города Дегтярск, и оттуда по просеке ЛЭП до Балабана. Либо ехать с Южного автовокзала в сторону Дегтярска, но выходить возле деревни Кунгурка и идти до Крылатовского по асфальтированной дороге, и далее уже до горы.

Кстати, вокруг Дегтярска еще множество мест, довольно интересных для посещения, и главное - легко доступных. Хоть пешком, хоть на велосипеде. Об этом читайте на страничке «Окрестности города Дегтярска»

Карта горы Балабан и окрестностей

Гора Балабан - фотографии

Стела «Европа - Азия» возле Курганово
Храм Николая Чудотворца в Курганово
Крылатовский рудник
Карьер в лесу
Единственные грядки заброшенных садов
Видимо это и есть сокол-балабан
Вот здесь я ночевал
"Крепостные стены" Балабана
Скалы Балабана
На горе Балабан
Вид на запад
Дорога на гору
Профиль индейца
Скала "Индеец"
Крылатовский карьер

Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества